«Хорошее здоровье и благополучие – одна из 17 целей устойчивого развития, принятых ООН до 2030 года. Но каждая компания выбирает сама для себя, сколько она может инвестировать средств в популяризацию ЗОЖ, времени на налаживание системы информирования и реализацию самой концепции. Главное, чтобы все инициативы не навязывались, и сотрудники могли сами решать, что им подходит. Важно, чтобы компания давала инструменты для поддержания здорового образа жизни и транслировала желание видеть своих сотрудников здоровыми и счастливыми, а воспользоваться ли различными программами или нет – решение каждого. Мы в SAP считаем, что развитая культура здоровья – это двигатель бизнеса. Риск потерять сотрудников в течение первого года повышается в 4 раза, если компания не развивает well-being программу.
Чтобы понять, насколько далеко мы продвинулись в создании здоровой среды, мы измеряем индекс здоровой экосистемы бизнеса, который показывает наличие и уровень развития всех условий, необходимых для поддержания здоровья и баланса сотрудников.
Сегодня корпорации и бренды способствуют продвижению новых идей и знаний в области здорового образа жизни и на внешнюю аудиторию, не только внутри компании, во-первых, за счет постоянного информирования внешней аудитории во время выступлений на конференциях и форумах о своих программах и достижениях. Здесь важно донести необходимость ведения здорового образа жизни в компании не только до HR-специалистов, но и до топ-менеджмента, акционеров и собственников бизнеса. Во-вторых, нужно участвовать в государственных программах, которые чаще собирают массовые аудитории. А также важно взаимодействовать со своей экосистемой, которая складывается вокруг каждой компании. Например, когда мы проводим благотворительный забег Run with SAP, мы делаем его не только для сотрудников, но и для клиентов и партнеров и всех неравнодушных к социальным мероприятиям людей.
На мой взгляд, один из ярких последних примеров сотрудничества бизнеса и государства – это центры «Здоровая Москва», которые были установлены этим летом в московских парках. Российские компании, в свою очередь, активно информировали персонал о возможности пройти бесплатную диспансеризацию и могли собирать группы для централизованного прохождения обследования.
Среди мер поддержки со стороны государства, которые могут стимулировать предприятия развивать у себя программы ЗОЖ для сотрудников – возможно, налоговый вычет для компаний за введение программ ЗОЖ, и в частности для фитнеса и спортивных программ, а также бесплатные путевки для сотрудников в пансионаты и санатории», - рассказывает Вера Соломатина, директор по персоналу SAP CIS – одного из крупнейших разработчиков программного обеспечения для компаний.
Компания SAP CIS является подразделением международной компании SAP SE. В 1992 году был открыт офис SAP в Москве. С тех пор открылись представительства SAP в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Ижевске, Алматы, Минске, а численность сотрудников превысила 1300 человек.
- Вера, расскажите, что входит в оздоровительные и ЗОЖ-программы, реализуемые вашей компанией?
- В SAP концепция well-being отображена в стратегии, а индекс здоровой экосистемы считается самым важным среди всех нефинансовых показателей. Наша основная задача – это создание условий для улучшения физического, эмоционального, ментального и духовного здоровья сотрудников. На данный момент под зонтиком well-being существуют такие программы как физическое здоровье и спорт, практики mindfulness (осознанности), здоровое лидерство, программа «Счастье для сотрудников», здоровая коммуникация, развитие культуры разнообразия и включенности, поддержка сотрудников и ближайших членов их семей в сложных жизненных ситуациях. Особенностью нашей компании, которой мы очень гордимся, является активное участие сотрудников, а не только HR специалистов, в создании культуры здоровья и благосостояния. Например, любой сотрудник может написать амбассадорам программы «Счастье для сотрудников» о желании собрать команду для совместного проведения тренировок по любимому виду спорта. Они помогут в распространении информации на компанию, но при этом основным держателем этого проекта остается сотрудник-инициатор.
- Well-being: модная концепция или реально работающая модель?
- Согласно исследованию McKinsey, компании, в которых есть программы, направленные на здоровье сотрудников, приносят своим акционерам в три раза больше прибыли. Это происходит за счет увеличения вовлеченности в работу персонала, повышения креативности и продуктивности. Надо понимать, что концепция well-being – это не только ДМС и спортивные мероприятия, а намного больше. Это создание условий, способствующих поддержанию физического и эмоционального здоровья сотрудников, их личностного и профессионального развития, открытых и доверительных отношений в командах. А также, это помощь в решении личных и профессиональных вопросов, создание культуры свободного общения между менеджерами и сотрудниками и многое другое. Мы стараемся не только поддерживать здоровую атмосферу в компании, но и делать лучше мир вокруг нас. Например, у нас есть ежегодная инициатива в области экологии. На внутренней платформе запускаются глобальные спортивные соревнования, к которым могут присоединиться сотрудники из любой страны. На основании общего количества пройденных участниками шагов будет посажено определенное количество деревьев. Важно отметить, что данная платформа – это еще один инструмент для поддержания культуры здорового образа жизни в компании, т.к. каждый сотрудник может организовать соревнование внутри своей команды.
Для применения концепции well-being внутри компании разрабатывается программа, которая каскадируется от топ-менеджмента к сотрудникам. SAP во всех проектах стремится к постоянному улучшению процессов, и программа благосостояния сотрудников не стала исключением. Увеличивать с каждым годом количество мероприятий просто ради красивой цифры на слайде для руководства неправильно. Наоборот, здесь важен именно системный подход к работе, постоянный анализ всех процессов и направлений. Это помогает выявить и избавить от пробелов программу, а также найти качественно новые способы улучшения условий благосостояния для сотрудников.
- Построение ЗОЖ-сообществ вокруг лидеров мнений и внутренних амбассадоров компании довольно популярная сегодня тема. Есть ли в Вашей компании такие сообщества?
- В SAP сегодня есть направления, сформированные по 14 видам спорта. И у каждого есть свой лидер. Он публикуют в социальных сетях, на внутрикорпоративном портале информацию о планируемых мероприятиях, отчеты о прошедших событиях, всегда приглашает поболеть за команду. Кстати, на корпоративном уровне мы поддерживаем нашу команду по хоккею, которая участвует в большом количестве корпоративных чемпионатов.
- Исходя из Вашего опыта, что необходимо предпринимать для того чтобы обеспечить здоровую среду в офисе, сократить количество жалоб на самочувствие и поднять производительность?
- Мы много внимания уделяем вопросам здорового питания и поддержания хорошего самочувствия среди нашего коллектива. В SAP выплачивается компенсация за обеды, в офисе есть вендинговые автоматы партнеров со здоровой едой, по понедельникам у нас всегда свежие фрукты. Для профилактики витамина С у нас всегда на кухнях нарезанные лимоны или лимонный сок, мы организуем ежегодную вакцинацию против гриппа. Чтобы улучшить качество блюд в корпоративной столовой, мы постоянно проводим аудит. Важно, чтобы в них было больше клетчатки, витаминов и полезных микроэлементов. Кроме этого, каждый год во время «недели здоровья» мы проводим лекции с приглашенными спикерами о пользе здорового питания и спорта. В этом году мы организовали неделю здоровья и провели лекцию об оказании первой помощи при неотложных состояниях. А также у нас состоялись встречи с офтальмологом и с психологом.
- Как в вашей компании налажена система информирования сотрудников о программах здоровья?
- У нас есть корпоративный портал SAP Jam, где сотрудники могут найти любую информацию, связанную с программами поддержки здоровья. Там же можно организовать свою группу по какому-то определенному интересу. Также мы развешиваем информационные плакаты на всех этажах, используем плазменную панель у лифта, размещаем информационные листовки на кухнях и в переговорных комнатах, рассылаем новости и анонсы по электронной почте.
- Насколько важно вовлечение членов семьи сотрудников в корпоративные программы здоровья, какой эффект это дает?
- На наш взгляд, здоровый образ жизни важен не только самому сотруднику, но всем членам его семьи. Мы всегда за то, чтобы в наших программах участвовали семьями и с друзьями. На ежегодный сентябрьский забег Run with SAP наши сотрудники почти никогда не приходят одни. Атмосфера этого события – настоящий праздник спорта, когда можно не просто провести время с близкими, но и сделать мир лучше и поделиться с ним частичкой себя. По этой же причине наша инициатива – программа психологической поддержки, финансового и юридического консультирования работает не только для сотрудников, но и для членов их семей. Любой желающий может в круглосуточном режиме позвонить на горячую линию и анонимно получить бесплатную консультацию. Если есть позитивный и здоровый настрой в семье, то и на работе будет все хорошо.
Интервью также опубликовано в издании #Здравницы, №4