Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Вступить в ассоциациюАОТ
{{ user.name }}, ВЫЙТИ
ВОЙТИ
20.01.2023

Опубликовано ежегодное исследование туристической отрасли России по итогам 2022 года

Журнал «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провели восьмое ежегодное исследование, посвященное развитию внутреннего и въездного туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

Составителями рейтинга были собраны, изучены и проанализированы статистические данные, публикации в СМИ, взяты комментарии у федеральных и региональных экспертов для оценки динамики развития внутреннего и въездного туризма как в стране в целом, так и во всех российских регионах. Экспертом от санаторно-курортной отрасли выступила Елена Трубникова, председатель Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья: 

«Говоря о предварительных итогах 2022 года, нужно отметить, что вопреки негативным факторам, связанным с нестабильной геополитической ситуацией, общая отраслевая картина весьма обнадеживает. Относительно 2021 года мы фиксируем десятипроцентный рост загрузки в ряде объектов по итогам года, а в некоторых здравницах – и все 25 процентов. Разумеется, есть санатории, которые в силу своего географического положения в большей мере подвержены внешним факторам и вынуждены мириться с транспортными ограничениями. Но здесь важно отметить, что в последнее время все больше здравниц, прошедших испытания пандемией и связанными с ней ограничениями, научились молниеносно подстраиваться под любые внешние изменения.

Сегодня мы наблюдаем у многих объектов оздоровительного туризма изменение подходов к маркетинговым стратегиям, нацеленным не только на сохранение традиционных целевых аудиторий, но и на привлечение новых, что выражается в расширении продуктовых линеек, в улучшении качества услуг, в клиентоориентированном сервисе. Это дает свои плоды: как нам сообщают большинство здравниц из различных регионов, аудитория постепенно расширяется, среди гостей все больше представителей молодого поколения, а также санатории становятся популярными для семейного отдыха и оздоровления.

На заполняемость российских здравниц в 2022 году повлияли переориентация россиян с зарубежных направлений на внутренние, выбор здравниц, расположенных в регионе проживания, снятие антиковидных ограничений. Кроме того, надо отдать должное ощутимым мерам по развитию внутреннего туризма, предпринятым со стороны государства. Так, господдержка курортов программой туристического кешбэка даже смогла смягчить удар, вызванный отказами от бронирований в конце сентября, когда была объявлена частичная мобилизация. Благодаря кешбэку заполняемость санаториев в низкий сезон выросла, что позитивно сказалось на итоговых цифрах по году.

Делая прогнозы на 2023 год, нельзя не учитывать потенциальные риски, среди которых вероятны: отказ от поездок в определенные курортные регионы в связи с продолжающимися логистическими сложностями; фактор безопасности, сохраняющиеся мобилизационные ожидания; снижение платежеспособности населения. Но управлять такими рисками можно, что нам уже неоднократно демонстрировали успешные здравницы, лидеры рынка. Так, при изменении состава целевой аудитории и потери части гостей из других регионов возможна переориентация объектов оздоровительного туризма на местных жителей и гостей из соседних областей, на традиционных посетителей санаториев пожилого возраста, на женскую аудиторию, и, кроме того, мы бы посоветовали усилить корпоративный сегмент предложением для сотрудников оборонных системообразующих предприятий, а также развивать реабилитационные программы после ранений, поскольку это будет неплохим способом поддержать людей и в то же время обеспечить бесперебойную работу самой здравницы. Это те возможные изменения, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание участникам отрасли оздоровительного туризма в 2023 году.

Кроме того, в 2023 году, как нам сообщают представители санаториев, помимо традиционных программ санаторно-курортного лечения, по-прежнему будут популярны направления антистресс, детокс и все еще востребованы программы восстановления после перенесенного COVID-19.

Стоимость на санаторно-курортные услуги в 2023 году зависит, конечно же, от региона и политики здравниц, многие, например, перешли на динамическое ценообразование, но в целом по отрасли традиционно рост цен будет в пределах инфляции.

Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья продолжит в 2023 году реализацию своих ключевых проектов: конкурсов «Инвестиции в развитие здоровой страны. Лучшие корпоративные практики», «Топ-5 здравниц по клиентоориентированности»– и традиционно будет работать над составлением рейтинга инвестиционной привлекательности «Топ-100 российских здравниц» по итогам 2022 года».

Перейти к исследованию

Возврат к списку