20 марта в Москве в «Крокус Экспо» в рамках Международной выставки туризма и индустрии гостеприимства MITT (International Travel & Hospitality Show) Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ) провела совместно с организаторами экспертную сессию «Оздоровительный туризм. Тренды и прогнозы 2024». Среди участников дискуссии – топ-менеджеры российских здравниц, входящих в АОТ, а также представители профильных госорганизаций из различных регионов и другие участники отрасли.
Модерировал сессию Михаил Данилов, медицинский директор АОТ. Открывая мероприятие, эксперт познакомил участников с тенденциями и изменениями, произошедшими в санаторно-курортной отрасли за последний год, представил динамические показатели. Так, по данным, которые продемонстрировал эксперт, оздоровительный туризм составляет не менее 10% от общего объёма внутреннего туризма по числу поездок, а средняя продолжительностью поездки – от 10,25 суток, что по сравнению с другими видами туризма, является достаточно высоким показателем. Сегодня, по словам Михаила Данилова, около 7 миллионов человек в год используют ценнейший фактор профилактики неинфекционных заболеваний – санаторно-курортное лечение. При этом происходит ежегодный прирост и по количеству ночевок, и по количеству гостей. Так, согласно оперативным данным Росстата, прирост в 2023 году относительно предыдущего года по количеству гостей составляет 5,6%, а по числу ночевок – 2,9%. Среди факторов роста, отмеченных спикером – господдержка развития и продвижения внутреннего туризма, сложности с выездом за рубеж в связи с геополитической обстановкой и изменениями валютного курса, выбор россиян в пользу отдыха в родном регионе из соображений безопасности, рост внимания к собственному здоровью после пандемии, а также развитие новых форм оздоровительного продукта, расширение аудитории, в том числе и за счет роста количества запросов на антистресс-отдых.
Елена Мосийчук, генеральный директор Life Balance отель Rosa Springs 4* (г. Сочи, Роза Хутор) ответила в своем выступлении на вопрос: «Кто и почему выбирает сейчас санатории?». Так, по словам главы здравницы, одним важнейших драйверов, определяющих приоритеты отдыха сегодня, является здоровье, и аудитория гостей санаториев устойчиво молодеет и этот процесс будет набирать обороты. Рассказывая о современном портрете гостя санатория, эксперт выделила несколько групп, среди которых первая – индивидуальные гости и семьи, выбирающие комфортный отель с хорошим сервисом, качественным питанием и насыщенным досугом, где одновременно можно пройти курс диагностики и оздоровления; вторая – биохакеры, которые сознательно принимают решение поехать на оздоровление, но при этом не верят в природные лечебные факторы и находятся в поисках более эффективной альтернативы получить оздоровительный эффект за короткое время; третья группа – корпоративный сегмент, нацеленный на HR well-being, это компании, руководство которых понимает, что забота о здоровье сотрудников позволяет не только добиться устойчивости экономики отдельной компании, но и успешно решать проблему дефицита и удержания специалистов.
Олег Акимов, председатель Белокурихинского Совета депутатов, заместитель генерального директора АО «Курорт Белокуриха» (г. Белокуриха, Алтайский край) рассказал о здоровом пути развития курорта. Так, из выступления спикера участники сессии узнали, что ставшие крайне популярными в последние несколько лет здравницы курорта не останавливаются на достигнутом и следуют новейшим тенденциям – в 2023 году в санатории «Белокуриха» состоялось открытие центра превентивной медицины. По словам Олега Акимова, отличительная особенность центра состоит в том, что здесь впервые в России в сопровождении пациента используется цифровая платформа, суть которой заключается в партисипативности, то есть сам гость становится активным участником процесса оздоровления. Центр базируется на ранней диагностике, предотвращении появления заболеваний и персонализации – индивидуальном подходе к каждому гостю. В данный момент ведутся работы по проектированию аналогичных центров в двух других санаториях холдинга – «Сибирь» и «Катунь».
Выступление Артема Мачульского, директора по развитию UPRO GROUP (управляет рядом отелей и санаториев в разных регионах страны) было посвящено вопросам инвестпривлекательности санаторно-курортных объектов. По словам эксперта, санаторно-курортная отрасль является сегодня перспективной для инвестирования фоне стабильного роста российского рынка оздоровительного туризма по ключевым показателям, омоложения аудитории здравниц и ее готовности потреблять все больше, активной господдержки в реализации качественных проектов. Кроме того, как отметил спикер, сезонность у оздоровительного туризма более сглаженная по сравнению с другими видами отдыха и здесь пока относительно невысокая конкуренция. Но вместе с тем, приводя в качестве примера реновацию санатория «Минеральные воды», перешедшего в 2021 году под управление UPRO GROUP, эксперт отметил и проблемы, с которыми могут столкнуться инвесторы. Среди них: катастрофическая нехватка качественного персонала – в первую очередь медицинского – при этом, крайне высокая степень «антропогенной» нагрузки на отрасль; рост доходов не успеет за ростом расходов; снижение рентабельности в отрасли, крайне размытые отраслевые экономические нормы, отсутствие девелоперской отраслевой статистики качественного уровня.
Элина Сахарова, заместитель генерального директора АО «Курганфармация» по санаторно-курортной деятельности из Курганской области привела в своем выступлении пример того, как регионе, не являющемся традиционно курортным, можно развивать оздоровительный туризм и увеличивать за счет этого направления турпоток. Среди предпринятых мер, которые в комплексе послужили серьезным стимулом для развития оздоровительного направления в Курганской области, спикер обозначила: экономическую поддержку малого и среднего бизнеса; разработку туристских инвестиционных проектов для санаториев «Лесники», «Сосновая роща», «Озеро Медвежье»; повышение транспортной доступности курортов за счет субсидирования новых авиарейсов, запуска «Ласточки», организации трансфера до санаториев из аэропорта; улучшение материально-технической базы здравниц; кадровое обеспечение, обучение персонала; маркетинг на региональном и федеральном уровне, усиление событийной активности, разработку новых туристических маршрутов и программ. Эти меры позволили за два года увеличить турпоток в регион на 30%.
Дмитрий Семакин, коммерческий директор сети санаториев «Плаза СПА», расположенной в Кавказских Минеральных Водах, обозначил точки опережающего роста на примере кейсов здравниц. Также эксперт подробно остановился на сегментировании гостей в санаториях 4* и 5* и провел анализ трендов, характерных для каждой категории потребителей оздоровительных услуг. Так, если в бюджетном сегменте потребители чувствительны к цене и в первую очередь обращают внимание на доступные по стоимости варианты, то в высоком ценовом сегменте привлекать внимание гостей, для которых стоимость не является основным критерием, игрокам отрасли приходится местоположением здравницы, уровнем обслуживания и персонифицированным сервисом.
София Мозокина, директор по стратегическому развитию Санкт-Петербургского агентства медицинского туризма, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг СПБГЭУ, рассказала о работе агентства по направлению развития лечебно-оздоровительного туризма в Северной столице. Так, по словам спикера, роль организации заключается в информировании туристов, направляющихся в Санкт-Петербург, о возможности получения качественного и доступного лечения и оздоровления, а сайт агентства является порталом медицинских и лечебно-оздоровительных услуг региона. Так же агентство оказывает методическую поддержку участникам рынка оздоровительного туризма, организует международные форумы, конференции, семинары, пресс-туры и другие мероприятия. Кроме того, эксперт в своем выступлении озвучила предложения, которые разрабатывает Санкт-Петербургское агентство медицинского туризма для решения наиболее острой задачи в отрасли – обеспечение растущего рынка кадрами. Среди таких предложений – разработка программы повышения квалификации, а также сетевые магистерские программы по организации и управлению лечебно-оздоровительным туризмом (включая санаторно-курортный), реализуемые на базе университетов. При этом предлагается включить в программы такие компетенции, как: знание профилей санаториев, природных лечебных ресурсов, курортологии, рынка медицинских услуг, особенности страхования туристов, умение использовать в работе цифровые платформы.
Александр Орлов, руководитель медицинского направления УК «ГОСТ Отель Менеджмент», рассказал об экосистеме «Rodina Клуб здоровья и долголетия», которая включает в себя курорты и клубы, расположенные в различных регионах страны. В каждом отеле экосистемы сочетаются передовые достижения превентивной медицины, SPA-ритуалы народов мира, спорт и фитнес, правильное питание, единые высокие стандарты сервиса и полная приватность. Говоря об актуальных тенденциях и запросах гостей новой формации, спикер обратил внимание, что сегодня санатории в не курортных локациях привлекают всё больше отдыхающих, если им готовы предложить новую услугу, «инста-локацию», известного врача. В топе продаж Medical SPA отелей, по словам эксперта, в сегодня программы антистресс, продолжительностью о 3-х до 7 дней, на втором месте по популярности – чекап, в то время, как детокс-модули ушли на «второй план».
Многие эксперты сессии обращали внимание на то, что сегодня инструменты автоматизации бизнес-процессов играют важнейшую роль в деятельности здравниц, нацеленных на успешное развитие. В завершении сессии Данил Невара, ведущий эксперт TravelLine по продажам и маркетингу в гостиничном бизнесе, рассказал о продуктах, решающих задачи автоматизации в санаторно-курортном сегменте и способствующих повышению эффективности работы, а также представил новинки компании, разработанные специально для здравниц.