Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Вступить в ассоциациюАОТ
{{ user.name }}, ВЫЙТИ
ВОЙТИ
21.05.2019

Ассоциация оздоровительного туризма на Go Global Summit представила международный и российский опыт Wellness at work

15 мая 2019 года в Москве на международной конференции Go Global Summit Ассоциация оздоровительного туризма провела сессию, посвященную мировым тенденциям на рынке медицинского и оздоровительного туризма. 

  • • Как сегодня развиваются медицинские и оздоровительные туристические услуги в России и за рубежом?
  • • Готова ли Россия стать частью глобального рынка в данном сегменте?
  • • Какие популярные на Западе направления в области оздоровления уже успешно внедряются и развиваются в России, а что нашей стране только предстоит освоить?
  • • Какие возможности открывает для инвесторов и бизнеса экспорт медицинских услуг?
  • • Что уникального Россия может предложить зарубежным путешественникам за здоровьем?

На эти и многие другие вопросы вместе с участниками попытались ответить российские и зарубежные эксперты сессии: Евгений Чернышёв, президент Национального Совета Медицинского Туризма, Марина Мельгунова, руководитель исследования «Оценка экспортного потенциала медицинских услуг в России», Высшая Школа Экономики, Энди Фрека, директор международной консалтинговой компании «Американец» (США), Елена Долгунская, представитель Медицинского кластера Тюменской области, Михаил Данилов, медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и Дмитрий Шаров, генеральный директор туроператора оздоровительного отдыха ZDRAVO.RU.


02.jpg

Елена Веремеева, куратор аналитических проектов и исследований Ассоциации оздоровительного туризма представила участникам специально подготовленный к Go Global Summit аналитический доклад, посвященный актуальному сегодня направлению – Wellness на рабочем месте. Из доклада следует, что Россия придерживается мировых тенденций, создавая на государственном уровне условия, стимулирующие развитие корпоративных оздоровительных программ. Так, в конце 2018 года был утвержден паспорт национального проекта «Демография», одним из составляющих которого является проект по формированию системы мотивации граждан к здоровому образу жизни. А 26 апреля 2019 года распоряжением Правительства РФ № 833-Р утвержден «Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни».

Оценивая общую ситуацию на мировом рынке рабочей силы, эксперт АОТ отметила, что в настоящее время рынок рабочей силы в мире оценивается в 3,2 млрд. человек. При этом более 50% работников страдают от ожирения или избыточного веса, 9% болеют сахарным диабетом, более 30% испытывают на работе психологическое давление и стресс. Кроме того, прогнозируется, что к 2030 году 18% работников будут старше 55 лет. Такое неблагополучие рабочей силы обходится мировой экономике в 10-15% годового объема производства. «Поэтому вопрос оздоровления рабочей силы является чрезвычайно важной мерой на пути как повышения экономической эффективности, так и заботы о человеческом благополучии», - подчеркнула Елена Веремеева.

На рынке корпоративных оздоровительных программ по основным регионам мира безусловными лидерами, по оценкам экспертов АОТ, являются Европа, Северная Америка, Азия и Австралия. Так, Европа и Северная Америка в 2017 году затратили на оздоровление своих работников по $17 млрд. При этом, по доле работников, охваченных оздоровлением на рабочем месте, с хорошим отрывом лидирует Северная Америка – более 50% персонала имеет программы wellness at work.

Типичные составляющие корпоративных оздоровительных программ эксперты условно делят на 5 основных направлений: медицинское, фитнес, здоровое питание, групповые мероприятия и кампании, образование.

При внедрении программ оздоровления на рабочем месте, работодателей во всем мире беспокоит их экономическая эффективность. В настоящее время проведено достаточное количество исследований, которые указывают, что средняя рентабельности инвестиций (ROI) составляет 250-300%. Такие показатели достигаются за счет 2 основных эффектов: снижения медицинских расходов и роста производительности труда, связанного с уменьшением презентеизма (присутствия на работе больного работника) и абсентеизма (отсутствие работника по болезни).

03.jpg
  Прогнозируя развитие направления Wellness at work в будущем, аналитики АОТ отмечают следующие ключевые тренды:

• активное использование новейших технологических возможностей: от мобильных устройств до телемедицины;
• развитие Wellness at work для дистанционной рабочей силы;
• необходимость адаптации глобальных программ к местным реалиям, культуре и ресурсам;
• адаптация к изменениям возрастной структуры в рабочей среде (влияние потребностей различных поколений);
• концентрация внимания на психическом здоровье;
• концентрация усилий на эргономичности рабочих мест и здоровье окружающей среды.

Говоря о российском опыте, Елена Веремеева отметила, что интенсивный рост и качественные изменения оздоровления на рабочем месте в нашей стране еще впереди, несмотря на то, что крупнейшие российские компании уже длительное время применяют корпоративные оздоровительные программы и затрачивают на них значительные средства – от 500 млн. рублей до 5 млрд. рублей в год. В их числе ОАО «РЖД», СУЭК, Росатом, ФК «Урасиб», ПАО «Северсталь», АО «Уралвагонзавод», ПАО «Газпромнефть», ОАО «Аэрофлот» и ряд других. При этом, ключевой составляющей данных программ до сих пор является ДМС и санаторно-курортное лечение, то есть, данные программы в большей степени нацелены на лечение уже заболевшего сотрудника, в то время как прогрессивная зарубежная практика указывает на наибольшую эффективность тех мер, которые влияют на образ жизни работника и помогают ему как можно дольше оставаться здоровым и активным.

В заключении, эксперт отметила, что «в России с учетом уже наработанного опыта, лучших зарубежных практик и необходимой, прежде всего, законодательной поддержки государства процесс развития оздоровления на рабочем месте может стать эффективным взаимовыгодным инструментом как для работника, так и для работодателя».
Возврат к списку