Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Вступить в ассоциациюАОТ
{{ user.name }}, ВЫЙТИ
ВОЙТИ
30.04.2025

Эксперты туротрасли рассказали о ситуации с бронированием летних туров на юг России

Чрезвычайная ситуация в Анапе стала причиной перераспределения туристических потоков на юге России. Туроператоры отмечают возросшую популярность крымских курортов при бронировании туров на лето и в то же время среднее снижение количества запросов на курорты Краснодарского края. Как поясняют эксперты, опрошенные Ъ, ключевое влияние оказало падение спроса на 65% на отдых в Анапе. При этом спрос на отдельные курорты, в частности Азовского моря, увеличился. Сочи остается стабильно популярным у туристов. Одним из главных трендов участники рынка называют увеличение спроса на длительное проживание – от 30 дней и более, что связано с распространением удаленного формата работы. Среди участников опроса Ъ – Елена Мосийчук, генеральный менеджер Life Balance отеля «Роза Спрингс» (входит в Ассоциацию оздоровительного туризма и корпоративного здоровья).

По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР), гендиректора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, безусловный лидер по популярности в летний сезон – Сочи. «Город предлагает туристам не только классический отдых на море, но и разнообразные развлечения: Сочи-парк, казино, поездки в горы, шопинг, различные рестораны, зимний отдых. Другие курорты Краснодарского края не могут похвастаться таким разнообразием идей для отдыха», – сказал эксперт.

По данным национального туроператора «Алеан», стоимость летнего отдыха в Сочи в 2025 году выросла в пределах 15–20% год к году. Средний чек на летние туры в Сочи составляет 110,6 тыс. руб. Туристы в среднем едут на девять дней.

Например, стоимость отдыха в пятизвездном отеле «Роза Спрингс» за год увеличилась на 10-17%. При этом цена сильно варьируется в зависимости от конкретного периода. Стандарт с завтраком обойдется в 15–65 тыс. руб./сутки, люкс с полным пансионом – в 30-120 тыс. руб./сутки, рассказала генеральный менеджер Life Balance отеля Елена Мосийчук.

Все опрошенные участники рынка говорят о росте спроса на летний отдых в Сочи в сравнении с прошлым годом. Пиковыми традиционно являются июль и август. Отели и санатории курорта планируют по итогу высокого сезона выйти на загрузку 85–90%.

Устойчивую положительную динамику бронирований на высокий сезон в Luciano Hotel & Spa Sochi связывают с дефицитом предложений в сегменте luxury. «Наиболее частый выбор наших гостей – три-четыре ночи. Немало и тех, кто предпочитает оздоровительные программы с проживанием, которые длятся до 10 дней», – рассказала коммерческий директор Luciano Sochi Кристина Мишенина. Она отметила два тренда, которые определяют развитие рынка и запросы клиентов. Первый – фокус на здоровье и превентивную медицину. «Люди все больше осознают важность заботы о себе. Отдых перестает быть просто развлечением, он становится инвестицией в здоровье. Гости ищут не просто проживание, а комплексные решения: оздоровительные программы, качественное питание, возможности для физической активности, процедуры для релаксации и восстановления. Спрос на санаторно-курортные услуги, но в современном, премиальном исполнении, растет», – рассказала эксперт.

Второй тренд – запрос на приватность и персонализацию.

Елена Мосийчук обращает внимание на рост популярности тарифа Full Board (полный пансион) – на 20% в сравнении с 2023 годом, веганских, безглютеновых и low-carb меню – на 35%, детского питания с гипоаллергенными продуктами, а также форматов для событийного туризма: банкетных опций для MICE-мероприятий и индивидуальных гастрономических туров (дегустаций и мастер-классов).

Заместитель генерального директора по маркетингу и продажам горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров говорит, что индустрия гостеприимства – одна из наиболее человекоемких отраслей экономики. Одна из самых острых проблем, по словам эксперта, – нехватка квалифицированного персонала.

«Устаревшая система подготовки кадров в вузах и теоретизированность программ обучения приводят к тому, что 70% выпускников профильных вузов не готовы к реальной работе», – считает Елена Мосийчук. «Нехватка практики остро сказывается на квалификации выпускников. Отсутствуют на рынке молодых выпускников и узкие специалисты: нет в вузах программ по digital-маркетингу для отелей или управлению wellness-направлением, не говоря уже о санаторно-курортном сегменте», – говорит эксперт.

Перейти к материалу на сайте kommersant.ru
Возврат к списку