Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Вступить в ассоциациюАОТ
{{ user.name }}, ВЫЙТИ
ВОЙТИ
Аудитория санаториев постепенно меняется
28.10.2021

Аудитория санаториев постепенно меняется

В межсезонье пляжных и активных туристов на российских курортах традиционно сменяют медицинские – гости, планирующие провести отпуск, проходят курс восстановления, реабилитации или просто оздоровления в одном из российских санаториев. На фоне пандемии традиционная публика здравниц немного изменилась: ряды клиентов пополнили представители молодежи, корпоративные заказчики и другие россияне, планирующие восстановиться после перенесенного COVID-19, пишет журнал «Деньги» и приводит комментарии участников Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья.

Исполнительный директор АОТ Дмитрий Шаров отмечает, что аудитория здравниц постепенно меняется в сторону омоложения: сказывается общая тенденция повышения интереса к вопросам поддержания собственного здоровья и рост популярности различных форматов правильного образа жизни. 

Представитель клиники «Кивач» Николай Ларионов во многом связывает тренд с пандемией, ставшей драйвером спроса на оздоровительный отдых. «Люди внимательнее относятся к своему здоровью, профилактике заболеваний и выявлению бессимптомно протекающих болезней. Мы находимся в стадии растущего рынка оздоровительных и медицинских услуг», – полагает он. Если раньше основной группой клиентов, по словам господина Ларионова, были люди в возрасте 40–45 лет, сейчас — 35–40 лет. В «Кивач» отмечают, что сегодняшний спрос на санаторно-курортный отдых опережает доковидный уровень. Также растет интерес к оздоровительным и антистресс-программам. Ожидается, что зимний сезон станет традиционно высоким.

Директор санатория Parus medical resort & spa Юлия Шелепенкова называет отличительной чертой приезжающих в санатории молодых гостей то, что часто у них просто нет возможности обращаться к врачам и сдавать необходимые анализы в период работы и рутинной жизни в городе. По ее словам, в этом сезоне отмечается очень высокий спрос на программы общего оздоровления и программы реабилитации после перенесённых заболеваний. При этом, относительно показателей 2019 года цены выросли на 20%. Юлия Шелепенкова уверена, что дополнительный стимул санаторно-курортной отрасли придают ограничения на поездки в зарубежные страны. «Люди поняли, что за те же деньги, которые они тратили за границей, можно отдохнуть и получить комплекс медицинских процедур в российских санаториях», — считает она. Эксперт не сомневается, что ограниченное число доступных зарубежных направлений будет определяющим для соотечественников и при планировании отпуска на предстоящий зимний сезон.

Владимир Патрикеев, гендиректор курортного комплекса «Пальмира-Палас» отмечает, что Крыму многие гости отдыхают в летний период, а зимой предпочитают заниматься здоровьем и восстановлением, поэтому в зимний период программы отеля направлены на оздоровительный эффект и эмоциональную перезагрузку. На осенне-зимний период специалисты Palmira Clinic разработали специальные программы. Так, например, во время осенних каникул маленьким гостям предлагается программа «Здоровый ребенок», она наиболее востребована у родителей детей 5-10 лет. Взрослым в этот период рекомендуют пройти программы «Антистресс», «Жизнь в движении» или Grape Detox. В планах на ближайший месяц запустить программы, связанные с иммунным питанием, психосоматическим лечением и функциональный детокс, которые активно способствуют привлечению гостей в межсезонье. Владимир Патрикеев отмечает, что на волне пандемии вырос спрос на программы, связанные с восстановлением иммунитета у детей и взрослых, а также в целом появилось такое направление как восстановлению после COVID-19. Крым – природная здравница, и об этом знают практически все в нашей стране. Именно поэтому спрос на туры в Крым такой высокий в любой сезон, а не только летом.

Начальник отдела маркетинга Siberia resort & spa Олег Лалетин видит начавшийся впервые за два года рост глубины продаж. Он отметил, что самой высокой популярностью пользуется программа «Здоровый позвоночник» и немного подросли продажи после ковидной программы реабилитации «Легкое дыхание». Специфика спроса в целом не поменялась, но стал расти сегмент коротких путевок без лечения продолжительностью от 3 до 5 дней. В целом, по словам господина Лалетина, портрет гостя санатория не изменился. Но при этом рост в сегменте молодых клиентов качественно изменился, появились молодые люди, которым стало интересно открывать для себя новые объекты для проведения времени. Особенно заметной эта тенденция стала после коммерческого переименования объекта с «санаторий «Сибирь» в «Siberia resort & spa», конечно, кроме изменения названия изменились многие процессы внутри кампании. В то же время стал заметен рост интереса к поддержанию и сохранению здоровья в сегменте 18-31 год.

- «На середину октября можно сказать о полной загрузке до первой декады января 2022 года, активно бронируются весенние каникулы 2022 года. В целом мы ожидаем стабильную загрузку с середины января в пределах 79-83%», -  говорит Олег Лалетин. Эксперт отметил, что у гостей большие ожидание от акции Ростуризма и НСПК МИР.

В то же время в Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья наблюдают и приток спроса со стороны корпоративных клиентов. Исполнительный директор санатория «Дюны» Андрей Трапезников отмечает, что количество бронирований от подобных гостей за два года выросло в два с половиной раза. Он, связывает это с повышением интереса руководства к укреплению иммунитета сотрудников. По сентябрю и первой половине октября 2021 года загрузка санатория вернулась к «доковидным» показателям, но окончательные показатели по мнению господина Трапезникова до конца года планировать довольно сложно, так как нужно учитывать фактор эпидемиологической ситуации в регионе и предпринимаемые меры, направленные на борьбу с распространением коронавирусной инфекции. Цены на путёвки за этот год увеличились в среднем на 5% в связи подорожанием продуктов питания, коммунальных услуг, увеличением объёма противоэпидемических мероприятий. В «Дюнах» отмечают повышенный спрос на профилактику и укрепление иммунитета. Высокой популярностью пользуются восстановительная программа после перенесённой пневмонии и коронавирусной инфекции, детокс-программы и программы, направленные на укрепление иммунитета у детей.

Представитель санатория «Предгорье Кавказа» Ирина Харламова также заметила, что многие клиенты, приезжающие на отдых по общеоздоровительным путевкам, просят докторов назначить процедуры, способствующие реабилитации после перенесенного вируса. По ее словам, контингент санатория за последние два года значительно помолодел. Если раньше мы говорили о среднем возрасте наших гостей 60 лет, то сегодня это 45 лет. Вероятнее всего, это связано с пандемией, ограничениями в поездках за границу и так далее. Приятно, что как альтернативу зарубежным турпродуктам выбирают нас. Кроме того, вопрос здоровья, профилактики стал актуальнее и важнее для молодых людей сегодня, опять же без влияния пандемии здесь, мы предполагаем, не обошлось. Осенний сезон в здравнице превысил уровень доковидного.

Гендиректор санатория «Переделкино» Максим Сучков отмечает, что в настоящее время санаторий заполнен на 45-50%. Спрос на путевки примерно остался на доковидном уровне. На волне пандемии специфика спроса, конечно же, поменялась. Больше гостей заезжает по лечебным программам, в том числе и восстановление после перенесенной коронавирусной инфекции. В целом, поменялся и портрет гостя, стало больше гостей среднего возраста.

Коммерческий директор санатория «Урал» Дарья Зайкова также высоко оценивает спрос на оздоровительный отдых. Начиная с марта 2021 года в санатории загрузка от 80 до 120%, и до конца ноября 2021 года прослеживается 100% загрузка. «Мы смогли этого достигнуть благодаря своевременной смене маркетинговой стратегии и программе стимулирования поездок по России «Кешбэк по карте МИР». Но также, немаловажную роль сыграло открытие современного СПА центра с термальным круглогодичным бассейном под открытым небом. Строительство велось в самый тяжелый с финансовой точки зрения период – вторая половина 2020 года, но это было самое верное решение.  СПА центр стал центром притяжения наших гостей» - считает Дарья Зайкова.

В санатории наблюдают повышенный спрос на санаторно-курортную путевку. Благодаря грамотно подобранному перечню процедур с учетом показаний и противопоказаний отдыхающие получают курс процедур, направленных на основное и сопутствующие заболевания. Периодически пользуется популярностью программа реабилитации после Covid-19. При этом портрет гостя не сильно поменялся. Средний возраст отдыхающих по санкуру 50-69 лет. Санаторно-курортные путевки с лечением в санатории составляют 64% от всех путевок. За счет появления оздоровительных путевок без лечения появился большой прирост категории 35+, которые социально активные. Средний возраст отдыхающих по оздоровительному туру 30-49 лет. Оздоровительный тур составляет 36% от всех путевок. На прирост молодой аудитории повлияло открытие СПА центра, который невероятно востребован в настоящее время. Омоложение аудитории позволило пересмотреть и расширить каналы продвижения, выбрать самые популярные для этой возрастной группы. Проводится большая работа по сбору и удержанию аудитории.  В настоящее время прогноз на зимний сезон благоприятный и в санатории «Урал» ожидают высокую загрузку.

Осеннее межсезонье оказалось непростым для рынка внутреннего туризма: новый рост заболеваемости и последовавшая за ним волна дополнительных ограничений в регионах привели к заметному снижению объема бронирований. Но санаторно-курортный комплекс по оценкам экспертов этого спада не ощутил.

Читайте полную версию статьи в свежем номере журнала «Деньги», ИД «Коммерсантъ»

Возврат к списку