Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Вступить в ассоциациюАОТ
{{ user.name }}, ВЫЙТИ
ВОЙТИ
15.07.2020

Как построить эффективную программу здоровья и благополучия работников (well-being)?

События последних месяцев вынудили многие компании пересмотреть свое отношение к программам здоровья сотрудников.

2019 год показал резкий рост интереса компаний к программам well-being. Однако, большинство активностей, проводимых под эгидой well-being, представляют собой мероприятия в жанре team-building и развлекательные программ для сотрудников.

В 2020 году COVID-19 заставил многих не только пересмотреть подходы к наполнению программ, но, что намного важнее, cформировать понимание, для чего они нужны и как их использовать.

Как построить эффективную программу здоровья сотрудников?

Первым делом, и одним из важнейших, является вовлечение руководства в программу и создание команды проекта. Без этих двух компонентов выстроить эффективную систему будет сложно и почти невозможно.

1. Постановка цели

Цели и задачи программы должны быть четко определены и сформулированы (лучше, если эти постулаты будут завизированы высшим руководством во избежание дальнейшего перекраивания основных целей и задач).

При формировании целей и задач необходимо учитывать стратегию развития компании, задачи, стоящие перед HR-службой на ближайшие несколько лет, анализ HR-метрик и показателей.

2. Комплексный аудит существующей системы.

В комплексный аудит рекомендуется включать:

- анализ заболеваемости по МКБ-10 за 3 года (обращаемости по ДМС);

- анализ данных по временной нетрудоспособности, ее продолжительности, должностям и работам с наиболее частыми больничными и их причинами;

- анализ данных по ПМО;

- анализ СОУТ;

- анализ стандартов компании в области здоровья персонала, питания, эргономики и др.;

- анализ гигиенических факторов (условий труда и отдыха сотрудников, эргономики рабочего места, питания, социально-бытовых помещений и т.д.);

- оценка социальной инфраструктуры и реализуемых мероприятий, влияющих на здоровье персонала;

- валидированный опрос сотрудников по рискам здоровью, стрессу, образу жизни и т.п.;

- анализ фокус-групп сотрудников (проведение скринингов персонала на распространенность факторов риска);

- анализ готовности к изменениям поведения персонала в части личного здоровья;

- анализ мотивов, способных повлиять на формирование модели поведения.

3. Формирование «дорожной карты» и постановка КПЭ.

В рамках третьего этапа формируется комплексная стратегия, разрабатывается «дорожная карта» по реализации утвержденной стратегии, осуществляется разработка программ в рамках комплексной стратегии, направленных на нивелирование конкретных, выявленных в ходе аудита, рисков (например, связанных с малоподвижным образом жизни, неправильным питанием, стрессом и т.д.).

Разрабатываются мотивационные схемы поощрения сотрудников за участие как в отдельных программах, так и комплексной, долгосрочной программе.

Разрабатываются и устанавливаются ключевые показатели эффективности комплексной программы, а также программ по направлениям. Рекомендуется также привязать показатели к бизнес-целям компании (например, повышение производительности труда без изменения производственного процесса).

4. Реализация программы.

· Внедрение и реализация коммуникационной кампании (мобильное приложение, сайт/страница программы здоровья и благополучия, печатные материалы (брошюры, плакаты и т.д.), онлайн рассылки, проведение «Дней информирования», запись коротких мотивационных видеороликов с сотрудниками компании).

·  Внедрение стандартов по профилактическому питанию, эргономике и другое.

·  Проведение «Дней здоровья» по выявленным факторам риска.

·   Проведение образовательных мероприятий в рамках пропаганды здорового образа жизни.

·   Проведение соревнований (челленджей) с образовательными элементами для формирования устойчивой привычки у сотрудников к ЗОЖ.

·   Обучение «амбасадоров»/ «лидеров здоровья».

·  Рекомендуется использовать концепцию «наджинга» (подталкивания к действиям), для повышения эффективности реализуемых мероприятий (как пример успешной реализации данной концепции может служить Google их программой питания)

·  Формирование инфраструктуры, побуждающей к ЗОЖ. (мотивация к ходьбе по ступенькам, проведения совещаний стоя и тд.).

5. Подведение итогов отчетного периода, корректировка программы.

·  Оценка эффективности компонентов комплексной стратегии (оценка уровня вовлеченности, уровня изменения поведения).

·  Оценка эффективности реализуемых программ (оценка каждой программы по отдельности, а также совокупного эффекта).

·  Разработка новых программ и мероприятий, направленных на дальнейшее снижение рисков в области здоровья и благополучия персонала, а также вовлечения работников.

Предложенный выше подход позволяет построить эффективную комплексную программу, которая не только поможет сотрудникам улучшить их самочувствие и повысить уровень благополучия, но и принесет экономический эффект самой компании.

По материалам HR-portal

Возврат к списку